Ваше творчество

Сохраняем крылатые легенды

Вернуться к списку статей

А. Благовский А. Благовский

Авиация – гордость и слава технологически развитых стран. В наше время повышается интерес к достижениям авиастроения предшествующих поколений и все острее становится проблема сохранения легендарного авиационного наследия. В 1983 году в Ульяновске при Высшем авиационном училище гражданской авиации открылся Головной отраслевой музей истории гражданской авиации. Много сил и средств потребовалось для того, чтобы отыскать самолеты и привезти их на Ульяновскую землю. Ю.П. Дарымов, Е.А. Коноплев, В.П. Дельдюжов, В.М. Корнеев, П.Д. Никитков, А.П. Гуркин – их руками и многих других энтузиастов создавался музей под открытым небом. В этом году музею исполнилось - 25!

Экспозиция Головного отраслевого музея истории гражданской авиации расположена на площади 17 гектаров. В коллекции -32 самолета и вертолета. Каждая машина представляет определенный этап развития российской авиации и имеет свою уникальную летную биографию.

Гордость музея – самолет ПО-2, первоначальное название У-2 (учебный). Свое второе «имя» он получил после смерти его создателя – конструктора Н.Н. Поликарпова. Лётные испытания проходили в январе 1928 года. Первым пилотом У-2 стал легендарный Михаил Громов: «Я поднял в воздух лучший наш учебный самолет…проделал все, что только мог сделать этот самолет. Однако в штопор он входил только при полной потере скорости, а выходил из штопора мгновенно… Наша авиация получила лучший в мире учебный самолет, на котором многие поколения нашей молодежи прошли начальное летное обучение».

У-2 строился серийно с 1930 по 1953 г., общим количеством в 33 000 экземпляров. В годы войны такие самолеты активно использовались в боевых действиях - в основном, в роли легкого разведчика. За свои характерные летные качества эта машина еще во время Великой Отечественной войны получила ласковое прозвище «кукурузник». Успел У-2 «поработать» актером и в кино, снявшись в фильмах «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики».

Сегодня, став экспонатом музея, ПО-2 стал своеобразной визитной карточкой УВАУ ГА, украшая многие знаменательные события – торжественные выпуски курсантов, спартакиады, выставки.

Неизменно привлекает внимание посетителей ярко-оранжевый АНТ-4 (ТБ-1). Этот уникальный экспонат, первый в истории СССР тяжелый цельнометаллический самолет моноплановой схемы, является одним из самых ранних, среди сохранившихся в музеях, детищ патриарха российской авиации А.Н.Туполева.

Разработка таких самолетов была начата в конце 1924 года. Постройка первого ТБ-1 произведена на втором этаже дома по ул. Радио, 10 (Москва). 11.08.1925 года самолет был достроен и извлечен из помещения (с проломом стены), и в октябре был собран на центральном аэродроме. Первый полет состоялся 26.11.1925 (летчик А.А. Томашевский).

Л-29 Л-29
Люк Люк
Ми-4 Ми-4
Панорама Панорама

Использованы фото Антона Довбуша

Серийно строился на заводе в Филях (Москва). На таком самолете в 1929 году (скорость максимальная - 148 км/ч, практический потолок - 3300 м) был совершен первый перелет по маршруту Москва - Нью-Йорк (летчик С. Шестаков). Общая протяженность маршрута составила 21242 км.

5 марта 1934 г. летчик А.В. Ляпидевский, пилотировавший ТБ-1, совершил посадку на дрейфующую льдину и спас первую группу челюскинцев. В апреле 1934 года первым получил звание Героя Советского Союза.

В 1944 году самолет АНТ-4, который экспонируется в музее (№-317), потерпел аварию в районе Игарки и находился на берегу озера почти 40 лет. В начале 80-х годов он был обнаружен в тайге киевским исследователем Евгением Коноплевым, вывезен ульяновскими летчиками на большую землю (в этой легендарной эпопее участвовал и нынешний ректор УВАУ ГА - С.И. Краснов ) и восстановлен курсантами Выборгского авиационно-технического училища ГА под руководством техников М.Конышева, В.Бушмана и Е.Пушкина. Интересно, что при восстановлении борта №317 использовали часть кабины от такой же машины №227, которая в 1939 г. потерпела аварию в районе Диксона.

В уходящем году отпраздновала 50-летие знаменитая «Пчелка» (Ан-14), созданная О.К. Антоновым. Этот легкомоторный многоцелевой самолет был столь надежен и прост в управлении, что за его штурвал, всего после нескольких часов тренировки, мог сесть любой пилот. Средства на восстановление этого экспоната ульяновского музея выделил бывший летчик, сейчас известный в Ульяновске бизнесмен - В.Долгановский. А благодаря мастеру-реставратору В.Благовскому, отдавшему самолету часть души, теперь «Пчелка» предстает перед посетителями в безукоризненном виде.

В одной из статей О.К Антонов так писал о создаваемых им самолетах: «Именно быстрое развитие самой передовой техники сохранит нам и милые сердцу березки и сосны, реки и озера, луга и леса». Пришло время беречь и саму технику, созданную знаменитым конструктором. Надо отметить, что на сегодняшний день в мире сохранилось не более шести экземпляров антоновской «Пчелки». Нет ее и на родине машины, в Киеве, где находятся конструкторское бюро им. О.К. Антонова и Государственный музей авиации Украины (Жуляны). Сохраняя самолеты, мы продолжаем хранить память о тех людях, кто их конструировал, строил и летал на них.

Интересная история произошла с другим экспонатом музея - вертолетом Ми-1, первенцем выдающегося конструктора М.Миля. Музейный образец юркого вертолета, на котором с 1958 по 1968 г. были установлены 28 мировых рекордов, требовал срочной реставрации. И помощь пришла от ульяновского ГИБДД. Однажды, осматривая экспонаты во время посещения музея, хранители порядка на автодорогах вспоминали о том, что раньше ГАИ не только ездила, но и летала. Тут же созрела идея помочь сохранить ценный экспонат – в память о прошлом. К работе был подключен завод «Авиастар», и работа закипела - вертолет был восстановлен всего за пару недель. Отныне старый регистрационный номер на его борту красуется на «фирменной» ливрее ГАИ. Вот так музейный Ми-1 стал подшефным у стражей правопорядка.

Особый интерес вызывает у посетителей наш Ту-134. Своей популярностью он во многом обязан фильму Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Знаменитый трюк посадки самолета Ту-134, под фюзеляжем которого проезжают автомобили, снимался именно в Ульяновске. Начальник ШВЛП (в настоящее время УВАУ ГА) Иван Антонович Таращан сам пилотировал «воздушный корабль», а автомобилями, резво сновавшими под фюзеляжем, управляли сотрудники Школы высшей летной подготовки. Один из участников трюка – Евгений Михайлович Шмидт, работавший в то время штурманом, недавно посетил музей и с увлечением, уже в который раз, поведал любознательным журналистам обстоятельства тех интересных киносъемок. Долгие годы экскурсоводы музея рассказывали, что именно этот самолет снимался в фильме Эльдара Рязанова. Однако в кадрах фильма мы видим другой бортовой номер Ту-134. Возможно, музейный самолет был площадкой для съемок внутри салона. Предстоит интересная работа по поиску документальных свидетельств участия людей и самолетов из Ульяновска в популярном фильме.

Самолет, заключающий в себе множество загадок, - единственный сохранившийся в мире экземпляр Ту-116 (Ту-114д). В целях создания межконтинентального пассажирского самолета для полета руководителей страны в США (Н.С. Хрущева и др.) в Ту-116 переоборудовали два серийных стратегических бомбардировщика Ту-95. Конструктивно новые самолеты почти не отличались от исходной модели. Все оборонительное и бомбардировочное вооружение сняли, а пространство за центропланом заняли двумя пассажирскими салонами. В фюзеляже сделали иллюминаторы. Первый пассажирский салон был рассчитан на 6-8 человек, второй, предназначавшийся для Н.С. Хрущева - на три человека. Салоны оборудовались диванами и диван-кроватями. Специально для самолетов создали интерьер, соответствовавший вкусам руководителей государства. Гермокабина заканчивалась входной дверью, далее шел тамбур с входным трапом, который через люк в нижней части фюзеляжа опускался вниз. В аварийной ситуации люк использовался для спасения пассажиров. Самолеты были выпущены в 1957 году. В госиспытаниях участвовал и летчик-испытатель ОКБ И.К. Ведерников (в бортовом журнале нашего ТУ-144 есть запись этого героя - испытателя). В настоящее время один Ту-116 утилизирован в г.Узин (Украина). Вторая машина находится в Ульяновском музее. От «хрущевского» салона за долгие годы ничего не осталось, но есть фотографии, по которым можно восстановить его обстановку. Недавно сотрудники музея обнаружили радиолу «Мир», которая когда-то находилась на борту, вскоре она вновь займет свое место в уникальном самолете.

В прошлом году второе дыхание получила военная часть экспозиции музея. При содействии авиакомпании «Волга-Днепр» был отреставрирован Ил-28 (первый советский фронтовой реактивный бомбардировщик конструкции 1948 года), Миг-25 (первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель, достигший скорости 3500 км/ч., в чьем арсенале 29 мировых рекордов) и учебно-тренировочный самолет чешского производства Л-29 «Дельфин».

Достойное место на музейной стоянке занимает вертолет Ми-6, первый полет которого состоялся в июле 1957 года. В армии его ласково называли «коровушкой». На такой же машине лётчик-испытатель Н.Б.Лешин установил мировой рекорд скорости для вертолетов – 320 км/ч. Два мировых рекорда скорости (по замкнутому маршруту 100 км) при испытании вертолета Ми-6 были установлены лётчиком-испытателем Б.К. Галицким. В октябре 1957 года на нем был поднят 12 тонный груз на высоту 2432 метра, что в два раза превышало рекорд, установленный до этого американцами.

В планах музея создать в салоне вертолета Ми-6 экспозицию о земляках - вертолетчиках, посвятивших свою жизнь этим удивительным машинам. Областная администрация обещала поддержать проект.

Несомненно, своеобразной «жемчужиной» музея является знаменитый Ту-144 - первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, создателем которого стал Алексей Андреевич Туполев. Ту-144 поднялся в небо 31 декабря 1968 года. Максимальная скорость - 2500 км/ч, максимальная дальность при увеличенном запасе топлива - 6500 км. Высота полета -17-20 км. Он не только обогнал конкурентов (французский «Конкорд» взлетел 2 марта 1969 года), но и надолго опередил время. А.А Туполев открыл эру сверхзвуковых пассажирских полетов. Ульяновский 144 – один из 7 уцелевших. Его бортовой номер – 77110. В прошлом году на средства, выделенные областной администрацией, восстановлен салон, а совсем недавно училище своими силами осуществило покраску. Удалось даже попасть в носовой обтекатель, в котором за годы хранения самолета в музее обосновались пчелы. Они проникали через дренажные отверстия, а сотрудникам музея пришлось пролезать в него через узкий технологический люк. Дело в том, что почистить стекла кабины можно было только изнутри обтекателя.

Теперь в самолете снова аэрофлотовский комфорт: ковер, мягкие кресла, полированные столики из дерева. Это своеобразный «музей в музее», который вызывает восхищение у посетителей.

В этом году для первого советского реактивного пассажирского лайнера - ТУ-104 наступил праздник - все тот же Владимир Благовский (вместе с сыном Алексеем) покрасил самолет, придав ему почти первоначальный вид.

Ту-104 был создан на базе бомбардировщика Ту-16. Опытный самолет новой конструкции совершил первый полет 17 июня 1955 года, а на регулярные линии машина вышла в 1956 году. Взлетев в московском Внуково, первый рейсовый Ту-104 проложил воздушную трассу до Тбилиси, а ныне этот борт хранится в Киевском авиамузее Жуляны. Своим появлением на выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Ванкувере Ту-104 наделал много шуму в авиационных кругах и пользовался огромной популярностью зрителей авиасалонов.

Хранящийся в нашем музее самолет стал последним Ту-104, когда-либо поднимавшимся в небо. В 1984 году, с трудом восстановленный до летного состояния, Ту-104 взлетел с Кольского полуострова и вскоре под гром оваций приземлился в Ульяновске и занял почетное место в коллекции музея.

Музей истории гражданской авиации стал посещаемым жителями и гостями города, курсанты Ульяновского высшего авиационного училища не только изучают экспонаты, но и стараются помочь сотрудникам музея. Часто приезжают на экскурсию школьники. История воздухоплавания привлекает все большее число энтузиастов. Кто знает, может быть, всего лишь однажды взявшись за штурвал в кабине одного из легендарных самолетов, мальчишка начнет мечтать о крыльях!

Юрий Валкин

Ту-114 Ту-114
Як-12 Як-12
Ту-144 Ту-144
Ту-124 Ту-124

Использованы фото Антона Довбуша