Ваше творчество
Полёт на Белуху
Горный Алтай - жемчужина бескрайней Сибири. Горные вершины, сверкающие вековыми снегами; ледники, питающие чистейшей водой бесчисленные малые и большие реки; сотни озер, в которых по утрам как в зеркале отражаются снежные пики, горящие в лучах восходящего солнца.
Много людей, живущих в нашей большой стране, а так же иностранцев, стремятся на Алтай, полюбоваться первозданной природой, отдохнуть, на фоне этой потрясающей красоты.
Но больше всего народу стремиться на Белуху, самую высокую вершину Сибири, врата в Шамбалу. Гора спрятана от туристов высокими перевалами, длинными горными хребтами, быстрыми и гремящими, непроходимыми, порожистыми реками, с ледяной водой. К Белухе ведет лишь пара троп, берущие свое начало в деревне Кучерла, до которой ведет не самая лучшая грунтовая дорога.
Много лет мы планировали полет к вершине, но недостаток опыта, сомнения в матчасти, и вечно изменчивая погода в этом горном районе постоянно откладывали воплощение этой безумной идеи. Но свершилось - как-то, случайно находясь в Усть-Коксинском районе, стартанув пораньше на парамоторе, забрался повыше, чтобы сфотографировать панораму, и увидел Её, красивую и выделяющуюся среди окружающих вершин. Я заболел ею - несколько дней собирал в Инете описания маршрутов и дневники туристических групп, находил карты и получал консультации по району в клубе туристов, в GoogleMap просматривал весь предполагаемый маршрут и сверялся с GPS треками пеших походов, скаченных из Сети, и самое главное - по самым проверенным сайтам погоды вычислял день для полета.
Не прошло и недели, как мы вновь проезжали Уймонскую долину, но уже в сумерках, с целью до восхода успеть в самый конец этой пыльной и разбитой дороги, в Тюнгур, откуда и начинаются все путешествия на Белуху. Отмотав из Новосибирска больше 900км, мы к полуночи переезжали подвесной мост через реку Катунь, а еще через час уже спали в наспех поставленных по-темноте палатках, на огромной поляне.
Скомандовал в 6 часов "подъем", народ бурча стал собирать и заводить свои моторы. Наспех позавтракав "дошираком" и растворимым кофе, составляем план полета. Задача на сегодняшний день - пролететь как можно дальше вдоль хребта, по пути для себя отмечая места возможных посадок на правом берегу быстрой Кучерлы, так как в случае приземления на левой стороне, возвращение будет долгим и беспокойным. Так же надо было оценить работу своих моторов в различных режимах и определить примерный расход топлива.
Часам к 7ми народ начал стартовать. Несмотря на легенький ветерок, невыспавшийся, измученный долгой дорогой народ , стартовал неуверенно, коряво и даже с небольшими поломками. Устав метаться между ними, помогая расстелиться и запуститься, наконец взлетел и я.
Сразу взяв курс по центру ущелья, с очень медленным набором, не напрягая мотор, полетел в сторону Кучерлинского озера, откуда вытекает категорийная бурлящая река.
Постоянно по приборам оценивая свою воздушную скорость, и скорость перемещения по ЖПСке, прикидывая места наибольшей вероятности попадания в зону турбулентности, непрерывно щелкая фотоаппаратом, наслаждался красотой открывающихся видов.
Вот уже пролетел первые 20 км. Ущелье делает поворот и стартовая поляна, скрывается за отрогами.
Еще немного пролетев, выхожу на высоту хребта слева - он мне интересен, так как по нему идет пешеходная тропа, по которой намечен выход в случае посадки. Саму Гору еще не видно, ее скрывают нагромождения скал за перевалом Каратюрек, зато прекрасно видно само озеро и начало Катунского хребта.
Высота медленно растет, вот уже перевалил за 3000м, в ущельях виден нерастаивший снег, по верху хребта уже нет даже кустов, только жиденькая травка. Вот подо мной из озера быстрым потоком вырывается Кучерла, на берегах видны палатки и катамараны. Приглядываю возможность посадки. Наличие людей успокаивает и я решаюсь на продолжение полета. Очень крутые осыпающиеся склоны сплошной насыпью уходят под воду, мест для посадок просто нет, но есть маленькая тропка для выхода - хорошо что есть запас высоты. Уже больше 40км от старта, а высота 3400 метров над уровнем моря и я вылетаю в гигантский цирк западной стены Белухи. Поражает вертикальный ледосброс высотой более 800 метров, образующий внизу раскинувшейся долины массивный ледник в который с окрестных склонов тоже сползают нагромождения льда. Фотографирую панораму и лечу назад - сделал больше чем хотел.
Иду тем же путем, почти не сбрасывая высоту.
Хребет уже справа, и видно как по нему тут и там бегут ручьи впадающие в маленькие, спрятанные между камнями озерца. Что интересно, все они разного цвета - есть и синие, и белесые, и с зеленоватым оттенком воды. Очень интересно видеть сразу трехцветное озерцо, пока вода не перемешается и дальше не побежит вниз по склону.
Хребет уже заметно ниже, и я могу подробнее рассмотреть долину реки Ак-Кем, собственно куда и сползает Ак-Кемский ледник с северной стороны Белухи. Пытаюсь выйти на хребет, но тут же возвращаюсь на исходный курс, так как давно взошедшее солнце, несмотря на ранний час, уже достаточно прогрело эти скалистые склоны с которых сходят потоки - становится просто небезопасно, а моя задача вернуться без приключений.
Прохожу поворот ущелья и вот уже вдалеке видна наша поляна, и так же устойчивая радиосвязь с лагерем. Проходит еще достаточно времени, и я пытаюсь с выключенным мотором приземлиться, что не сразу получается, по причине обширного восходящего потока сходящего с нашей поляны. Приходится скручивать тугую, до свиста в ушах, спираль чтобы оказаться на земле.
Лагерь уже достаточно обустроен - кипит котелок, нарезана колбаса, пенится пиво. Народ тупит кто в шезлонге, кто на спальнике. Уже договорились с местными, и парочка самых отвязных решилась на конную прогулку до перевала, с которого в хороший бинокль в ясную погоду можно увидеть краешек Белухи.
Занимаемся мелким ремонтом и подготовкой к завтрашнему полету. Скотч - незаменим как конструкционный материал - ввиду отсутствия поблизости аргоновой сварки, скручивается ограждение, поломанное в результате неудачной центровки одинокого пня в момент старта, сматываются кончики винта и т.д.
На крыле размещаю видеоглазки, и за несколько пробных вылетов определяется оптимальное их расположение, для съемки в наиболее удачном ракурсе.
Нам сильно повезло, что в Тюнгуре живет местный парапланерист Аркадий, который водит на Ак-Кемское озеро группы, участвовал во многих забросках на вертолете различных экстремалов, и как пилот смог более детально рассказать особенности аэрологии вблизи самой Белухи, а также возможные пути выхода. А самая главная его помощь состояла в том, что несмотря на назначенную на день нашего полета свадьбу своего сына, не поленился, и в 5 утра уже помогал нам со стартами.
Утро 20го июля встретило нас звенящей тишиной, обильной росой и плотным туманом. Пока собирались, раскладывались и запускались, крылья основательно промокли. Старт ...
Данную статья взята с paraplan.irkutsk.ru
Для иллюстрации статьи использованы фото из фотогалереи: Полет на Белуху.