Ваше творчество

Полёт на Белуху

Вернуться к списку статей

Андрей Куринин. Полёт на Белуху. Андрей Куринин (akyrinin@ngs.ru)
г.Новосибирск (дилер Иркутского параклуба, Школа ASA-Сибирь)

Горный Алтай - жемчужина бескрайней Сибири. Горные вершины, сверкающие вековыми снегами; ледники, питающие чистейшей водой бесчисленные малые и большие реки; сотни озер, в которых по утрам как в зеркале отражаются снежные пики, горящие в лучах восходящего солнца.

Много людей, живущих в нашей большой стране, а так же иностранцев, стремятся на Алтай, полюбоваться первозданной природой, отдохнуть, на фоне этой потрясающей красоты.

Но больше всего народу стремиться на Белуху, самую высокую вершину Сибири, врата в Шамбалу. Гора спрятана от туристов высокими перевалами, длинными горными хребтами, быстрыми и гремящими, непроходимыми, порожистыми реками, с ледяной водой. К Белухе ведет лишь пара троп, берущие свое начало в деревне Кучерла, до которой ведет не самая лучшая грунтовая дорога.

Много лет мы планировали полет к вершине, но недостаток опыта, сомнения в матчасти, и вечно изменчивая погода в этом горном районе постоянно откладывали воплощение этой безумной идеи. Но свершилось - как-то, случайно находясь в Усть-Коксинском районе, стартанув пораньше на парамоторе, забрался повыше, чтобы сфотографировать панораму, и увидел Её, красивую и выделяющуюся среди окружающих вершин. Я заболел ею - несколько дней собирал в Инете описания маршрутов и дневники туристических групп, находил карты и получал консультации по району в клубе туристов, в GoogleMap просматривал весь предполагаемый маршрут и сверялся с GPS треками пеших походов, скаченных из Сети, и самое главное - по самым проверенным сайтам погоды вычислял день для полета.

Не прошло и недели, как мы вновь проезжали Уймонскую долину. Не прошло и недели, как мы вновь проезжали Уймонскую долину.
Переезжали подвесной мост через реку Катунь. Переезжали подвесной мост через реку Катунь.

Не прошло и недели, как мы вновь проезжали Уймонскую долину, но уже в сумерках, с целью до восхода успеть в самый конец этой пыльной и разбитой дороги, в Тюнгур, откуда и начинаются все путешествия на Белуху. Отмотав из Новосибирска больше 900км, мы к полуночи переезжали подвесной мост через реку Катунь, а еще через час уже спали в наспех поставленных по-темноте палатках, на огромной поляне.

Скомандовал в 6 часов "подъем", народ бурча стал собирать и заводить свои моторы. Наспех позавтракав "дошираком" и растворимым кофе, составляем план полета. Задача на сегодняшний день - пролететь как можно дальше вдоль хребта, по пути для себя отмечая места возможных посадок на правом берегу быстрой Кучерлы, так как в случае приземления на левой стороне, возвращение будет долгим и беспокойным. Так же надо было оценить работу своих моторов в различных режимах и определить примерный расход топлива.

А еще через час уже спали в наспех поставленных по-темноте палатках, на огромной поляне. А еще через час уже спали в наспех поставленных по-темноте палатках, на огромной поляне.
Скомандовал в 6 часов Скомандовал в 6 часов "подъем", народ бурча стал собирать и заводить свои парамоторы.

Часам к 7ми народ начал стартовать. Несмотря на легенький ветерок, невыспавшийся, измученный долгой дорогой народ , стартовал неуверенно, коряво и даже с небольшими поломками. Устав метаться между ними, помогая расстелиться и запуститься, наконец взлетел и я.

Сразу взяв курс по центру ущелья, с очень медленным набором, не напрягая мотор, полетел в сторону Кучерлинского озера, откуда вытекает категорийная бурлящая река.

Постоянно по приборам оценивая свою воздушную скорость, и скорость перемещения по ЖПСке, прикидывая места наибольшей вероятности попадания в зону турбулентности, непрерывно щелкая фотоаппаратом, наслаждался красотой открывающихся видов.

Часам к семи народ начал стартовать. Часам к семи народ начал стартовать.
Вот уже пролетел первые 20 километров. Вот уже пролетел первые 20 километров.

Вот уже пролетел первые 20 км. Ущелье делает поворот и стартовая поляна, скрывается за отрогами.

Еще немного пролетев, выхожу на высоту хребта слева - он мне интересен, так как по нему идет пешеходная тропа, по которой намечен выход в случае посадки. Саму Гору еще не видно, ее скрывают нагромождения скал за перевалом Каратюрек, зато прекрасно видно само озеро и начало Катунского хребта.

Высота медленно растет, вот уже перевалил за 3000м, в ущельях виден нерастаивший снег, по верху хребта уже нет даже кустов, только жиденькая травка. Вот подо мной из озера быстрым потоком вырывается Кучерла, на берегах видны палатки и катамараны. Приглядываю возможность посадки. Наличие людей успокаивает и я решаюсь на продолжение полета. Очень крутые осыпающиеся склоны сплошной насыпью уходят под воду, мест для посадок просто нет, но есть маленькая тропка для выхода - хорошо что есть запас высоты. Уже больше 40км от старта, а высота 3400 метров над уровнем моря и я вылетаю в гигантский цирк западной стены Белухи. Поражает вертикальный ледосброс высотой более 800 метров, образующий внизу раскинувшейся долины массивный ледник в который с окрестных склонов тоже сползают нагромождения льда. Фотографирую панораму и лечу назад - сделал больше чем хотел.

Зато прекрасно видно само озеро и начало Катунского хребта. Зато прекрасно видно само озеро и начало Катунского хребта.
Ущелье делает поворот и стартовая поляна, скрывается за отрогами. Ущелье делает поворот и стартовая поляна, скрывается за отрогами.

Иду тем же путем, почти не сбрасывая высоту.

Хребет уже справа, и видно как по нему тут и там бегут ручьи впадающие в маленькие, спрятанные между камнями озерца. Что интересно, все они разного цвета - есть и синие, и белесые, и с зеленоватым оттенком воды. Очень интересно видеть сразу трехцветное озерцо, пока вода не перемешается и дальше не побежит вниз по склону.

Хребет уже заметно ниже, и я могу подробнее рассмотреть долину реки Ак-Кем, собственно куда и сползает Ак-Кемский ледник с северной стороны Белухи. Пытаюсь выйти на хребет, но тут же возвращаюсь на исходный курс, так как давно взошедшее солнце, несмотря на ранний час, уже достаточно прогрело эти скалистые склоны с которых сходят потоки - становится просто небезопасно, а моя задача вернуться без приключений.

Прохожу поворот ущелья и вот уже вдалеке видна наша поляна, и так же устойчивая радиосвязь с лагерем. Проходит еще достаточно времени, и я пытаюсь с выключенным мотором приземлиться, что не сразу получается, по причине обширного восходящего потока сходящего с нашей поляны. Приходится скручивать тугую, до свиста в ушах, спираль чтобы оказаться на земле.

Хребет уже справа, и видно как по нему тут и там бегут ручьи впадающие в маленькие, спрятанные между камнями озерца. Хребет уже справа, и видно как по нему тут и там бегут ручьи впадающие в маленькие, спрятанные между камнями озерца.
Поражает вертикальный ледосброс высотой более 800 метров, образующий внизу раскинувшейся долины массивный ледник. Поражает вертикальный ледосброс высотой более 800 метров, образующий внизу раскинувшейся долины массивный ледник.

Лагерь уже достаточно обустроен - кипит котелок, нарезана колбаса, пенится пиво. Народ тупит кто в шезлонге, кто на спальнике. Уже договорились с местными, и парочка самых отвязных решилась на конную прогулку до перевала, с которого в хороший бинокль в ясную погоду можно увидеть краешек Белухи.

Занимаемся мелким ремонтом и подготовкой к завтрашнему полету. Скотч - незаменим как конструкционный материал - ввиду отсутствия поблизости аргоновой сварки, скручивается ограждение, поломанное в результате неудачной центровки одинокого пня в момент старта, сматываются кончики винта и т.д.

На крыле размещаю видеоглазки, и за несколько пробных вылетов определяется оптимальное их расположение, для съемки в наиболее удачном ракурсе.

Скотч - незаменим как конструкционный материал парамоторного пилота - ввиду отсутствия поблизости аргоновой сварки, скручивается ограждение, поломанное в результате неудачной центровки одинокого пня в момент старта, сматываются кончики винта и т.д. Скотч - незаменим как конструкционный материал парамоторного пилота
Народ тупит кто в шезлонге, кто на спальнике. Народ тупит кто в шезлонге, кто на спальнике.

Нам сильно повезло, что в Тюнгуре живет местный парапланерист Аркадий, который водит на Ак-Кемское озеро группы, участвовал во многих забросках на вертолете различных экстремалов, и как пилот смог более детально рассказать особенности аэрологии вблизи самой Белухи, а также возможные пути выхода. А самая главная его помощь состояла в том, что несмотря на назначенную на день нашего полета свадьбу своего сына, не поленился, и в 5 утра уже помогал нам со стартами.

Утро 20-ого июля встретило нас звенящей тишиной, обильной росой и плотным туманом. Утро 20-ого июля встретило нас звенящей тишиной, обильной росой и плотным туманом.

Утро 20го июля встретило нас звенящей тишиной, обильной росой и плотным туманом. Пока собирались, раскладывались и запускались, крылья основательно промокли. Старт ...

Данную статья взята с paraplan.irkutsk.ru

Для иллюстрации статьи использованы фото из фотогалереи: Полет на Белуху.